Дек 19
За пять лет рабочее пространство офисных сотрудников в Москве сократилось на 30%
Автор: AdminGWP | Категория: Недвижимость | Опубликовано: 19-12-2015
Архив NEWSru.com
Экономический кризис сократил площадь рабочего места в open-space на 0,5 кв. м, кабинет линейного руководителя — на 2,9 кв. м. Кабинеты топ-менеджеров уменьшились в среднем на 5,8 кв. м — таковы данные исследования офисных интерьеров, построенных с 2011 по 2015 год в Москве, пишут «Ведомости» со ссылкой на экспертов рынка.
По их подсчетам, в среднем рассадка сотрудников в бизнес-центрах класса А и В стала на 30% более плотной за пять лет. Если в 2011 году на одного сотрудника в новом офисе приходилось 12,86 кв. м, то в 2015 году — 8,71 кв. м (нормативный минимум — 6 кв. м). Другими словами, в 2011 году в офисе площадью 1000 кв. м в среднем размещалось около 75-80 человек, сейчас — 110-115 сотрудников.
Повышение плотности рассадки позволило сэкономить на аренде, отделке и эксплуатации около 490 000 кв. м за пять лет, или более 300 млн долларов, подсчитали аналитики. Хотя в рублях, с учетом обвала национальной валюты, экономии почти не получается.
По словам Сергея Кудрявцева, управляющего партнера Pridex, открытых рабочих зон (open-space) стало больше — с 42% в 2011 году до 59% в 2015 году, а коридоров — меньше (15 и 6% соответственно). Это позволило более эффективно использовать помещения. В 2011 году один сотрудник занимал в open-space 6,8 кв. м, в 2015-м — 5,7 кв. м. Средние размеры кабинетов топ-менеджеров уменьшились с 33,1 кв. м в 2012 году до 23,7 кв. м в 2015-м. В основном кабинеты «урезали» в средних по размеру компаниях, которые занимают 3000-8000 кв. м, уточняет Кудрявцев.
Самые маленькие кабинеты (не более 15-20 кв. м, по данным Pridex) — у топ-менеджеров IT-компаний, СМИ, аудиторов и консультантов. Самые большие традиционно предлагают топ-менеджерам государственные структуры, госкомпании, крупные российские и иностранные промышленные корпорации.
У них, как правило, рабочие места топов выделены в вип-зоны, которые занимают отдельный этаж или обособленную часть этажа, а также включают в себя ряд вспомогательных помещений — приемных, комнат отдыха, личных переговорных, спортзалов, кухонь, санузлов, спален и т. д. Площадь подобных кабинетов — от 50 кв. м, в среднем на 50-60% больше, чем в среднем по рынку. Впрочем, оптимизация заметна и здесь, но, правда, не более 5%, отмечают специалисты.